Виды тротуарных покрытий (брусчатка)
Все статьи по этой теме | |
Покрытия для тротуаров
Пешеходные дорожки (тропы) устраивали задолго до появления колесного транспорта. С его появлением начали строить тротуары. В лесных районах дорожки, а впоследствии тротуары, устраивали из бревен, а в безлесных - из различных подручных материалов, и, прежде всего, из гравия. В 10-11 вв. на Руси во многих лесных районах тротуары строили из распиленных пополам стволов (пластин) различных пород деревьев, но большей частью из сосны. В Грузии на тротуарах и подходах к общественным зданиям укладывали бруски размером 10х10х70 см из обожженной глины. В пределах церковных оград и на пешеходных дорожках в западной части Руси с 14 в., а также на территории современных прибалтийских республик тротуары замащивали валунными камнями, приближающимися по форме к плитам.
В Санкт-Петербурге, а затем в Екатеринбурге, на главных улицах, особенно на набережных, еще в начале в. покрытие тротуаров устраивали из гранитных плит, которые местами сохранились и до наших дней.
Ввиду неровности такого покрытия несколько позже по проекту инженера В.П. Гурьева в Санкт-Петербурге тротуары и проезжую часть главных улиц магистралей замащивали антисептированными деревянными торцевыми брусками (шашками). Такие мостовые вызывали восхищение иностранных специалистов: подобных покрытий в других странах тогда не было.
С конца 18 в. во многих городах Западной Европы на тротуарах укладывали мозаику из высокопрочных морозостойких горных пород.
И только с конца 20 в. на тротуарах начали укладывать бетонные плиты. Так, уложенные в 1905-1907 гг. в Киеве гладкие плиты размером 40х40х7,5 см до сих пор находятся в эксплуатации, хотя на некоторых из них и имеются трещины.
С развитием Сызранского месторождения природного асфальта на тротуарах начали устраивать покрытия из литого асфальта с добавкой природного битума. Высокое качество такого покрытия (ровность и незначительное смерзание со снежным покровом благодаря черному цвету) затормозило развитие применения у нас бетонных тротуарных плит.
После Великой Отечественной войны в Донбассе стали изготавливать шестигранные плиты для тротуаров из прессованного гранулированного активного шлака с введением 2…3% портландцемента.
В ФРГ, Дании, Голландии и других странах в последние годы применяют фигурные мелкоразмерные бетонные элементы. С 1975 г. в Москве тоже начали укладку таких элементов. Теперь их применяют во многих городах нашей страны.
Материалы для тротуарных плит
Тротуарные плиты предназначены для сборных покрытий тротуаров пешеходных и садово-парковых дорожек, посадочных площадок на линиях общественного транспорта.
Для изготовления тротуарных плит могут применяться различные виды материалов:
- природные каменные материалы;
- шашка из древесины;
- пластобетоны;
- асфальтобетон;
- сборные бетонные и железобетонные изделия.
Бутовый камень
Бутовый камень (бут) получают при разработке карьеров посредством отделения кусков породы взрывом или применения ударных инструментом. Бутовый камень имеет неправильную форму и различные размеры, но не более 50 см. по наибольшему измерению. По форме бывает бут постелистый, плитняковый и пиленный (1-ый сорт), рваный (2-ой сорт).
Шашка каменная для мощения
Шашка каменная для мощения - грубоколотые камни неправильной формы, приближающиеся к призме или усеченной пирамиде. Лицевая сторона (верхняя сторона) должна быть полигонального очертания, например четырехугольник или многоугольник, постель (нижняя сторона) - тупой, приближаться к параллели с лицом и вписываться в очертания лицевой стороны. Боковые грани не должны иметь резких выступов. Такого вида шашку применяют для обыкновенного мощения. Если шашка правильной формы имеет плоское лицо с длинными параллельными сторонами, она допускается для рядового мощения.
Брусчатка
Брусчатка - колотые и тесаные бруски камня, приближающиеся по форме к параллелепипеду, имеющие по лицу фигуру прямоугольника. Верхняя и нижняя плоскости брусчатки должны быть параллельны, боковые грани суживаются книзу так, чтобы размер скола у подошвы низкой брусчатки был с каждой стороны не более 5 мм, а у средней и высокой - не более 10 мм. По размерам брусчатку делят на три сорта.
Шашка из древесины
Шашка из древесины представляет собой бруски четырех- или шестигранной формы. Высота шашки для мостовых покрытий - 100…120 мм, ширина - 50…100 мм. Влажность древесины для шашки не более 25%. Шашки изготовляют из древесины хвойных и твердых лиственных пород, за исключением пихты, березы, бука и дуба. Учитывают шашку в квадратных метрах их торцевой поверхности.
Пластобетон
Пластобетон - искусственный строительный материал, получаемый в результате затвердевания смеси минеральных компонентов с полимерным вяжущим. Пластобетоны могут быть на основе термореактивных и термопластичных смол.
Асфальтобетон
Асфальтобетоном называют материал, получаемый после уплотнения асфальтобетонной смеси, которую приготавливают в смесителях в нагретом состоянии из взятых в определенных соотношениях щебня, песка, минерального порошка и битума.
Эти покрытия обладают рядом достоинств. Однако, они имеют и существенные недостатки: требуют прочных и устойчивых оснований, так как при неравномерной осадке последних происходит быстрое разрушение покрытий; они нетемпературостойки: при охлаждении становятся хрупкими, подвержены трещинообразованию, а при нагревании - пластичными, легко деформируются под воздействием нагрузок; имеют черный (а при загрязнении серый) цвет, что придает им однообразный, унылый вид; в жаркую погоду они нагреваются, вследствие чего ухудшается микроклимат окружающей территории; отремонтированные участки покрытий по цвету обычно существенно отличаются от соседних.
Наряду с асфальтобетонными все большее распространение получают сборные покрытия тротуаров из бетонных плит и других штучных материалов.
Бетонные тротуарные плиты
Тротуарные бетонные плиты изготавливают из тяжелого и мелкозернистого (песчаного) бетона. Марки бетона по прочности на сжатие: М300, М350, М400, М450. Для покрытий тротуаров на посадочных площадках общественного транспорта применяют плиты и бетона марок не ниже М400.
Тротуарные плиты изготавливают, как правило, из неармированного бетона (в том числе цветного), применяя виброформование или (для песчаного бетона) прессование, вибропрессование и виброштампование. Покрытия из железобетонных плит по сравнению с бетонными неармированными покрытиями обладают следующими преимуществами:
- лучше сопротивляются действию многократно повторяющейся подвижной нагрузке;
- хорошо сопротивляются напряжениям, возникающим от изменения температуры, неравномерной осадки основания, пучения и т.п.;
- железобетонные покрытия, как правило, тоньше бетонных, рассчитанных на одну и туже нагрузку.
К достоинствам сборных бетонных покрытий следует отнести:
- хороший внешний вид;
- возможность устройства цветных декоративных покрытий;
- легкость разборки и восстановления покрытий, связанных с прокладкой или ремонтом располагаемых под ними подземных коммуникаций;
- индустриальный способ изготовления сборных элементов покрытий и сведения дорожно-строительных работ с монтажными позволяет повысить качество строительства и дает возможность производства строительных работ независимо от времени года и климатических условий.
Изготовление плит производят с применением методов вибрирования с пригрузом, прессования, раздельного и совместного вибропрессования, вибропроката, вибросилового проката, виброштампования.
вернуться к выбору статей как сделать ремонт своими руками
При использовании материалов ссылка на Snip8.narod.ru обязательна